Любой сайт состоит из нескольких (десятков, сотен, тысяч) страниц. Любая страница — это некий HTML-код, который в свою очередь представляет набор тэгов, из которых и формируется страница. Необходимо оптимизировать такие составляющие каждой страницы, как ее заголовок, META-теги, а также ее HTML-код.
Заголовок документа (тег title) довольно значим как для работы поисковых систем, так и для восприятия сайта конечный пользователем. Пользователь видит в выдаче именно содержимое тега title.
Основные правила оптимизации заголовка:
- Наличие слова запроса без искажений в заголовке.
- Ключевое слово должно стоять как можно ближе к началу.
- Для каждой страницы должен быть составлен уникальный заголовок.
- Заголовок должен быть читабельным и обязан хорошо восприниматься пользователем.
- Заголовок должен привлекать внимание пользователя.
- Заголовок должен быть кратким, чтобы не обрезаться в выдаче. Длина заголовка — не более 15 слов для Яндекса, и не более 12 слов для Google. Количество символов – не более 80. Рекомендуется делать заголовки, в которых не присутствуют стоп-символы (точка, запятая, двоеточие, ( ) * [ ] ; и прочие).
- Заголовок должен быть понятным и по теме страницы.
Также, в заголовке должны быть и неключевые слова, для того, чтобы заголовок был читаем.
МЕТА-теги используется в пределах заголовка страницы и предназначены для того, чтобы включить любую полезную информацию, не определенную другими HTML тегами. Такая информация может быть извлечена серверами/клиентами для использования в идентификации, индексации и создании каталогов страниц.
МЕТА-тег не виден в браузере при просмотре страницы, но значительно увеличивает размер страницы. Чтобы сайт находился в числе первых, выдаваемых поисковыми машинами при запросах пользователей, нельзя игнорировать использование МЕТА-тега. Кроме того, необходимо правильно заполнять содержимое МЕТА-тегов.
Из тега META Description формируется сниппет страницы. Сниппет – это краткое описание содержимого страницы, которое выдается сразу после заголовка страницы в выдаче поисковой системы. Иными словами, это то, что пользователь видит под заголовком.
Если заголовок призван привлекать внимание посетителя, то сниппет можно представить как текст рекламного объявления. В нем должно быть описание содержание страницы, причем так, чтобы посетителю стало понятно, о чем эта страница, и было интересно перейти туда. Нельзя скопировать в сниппет текст заголовка.
Мета-тег keywords отвечает за ключевые слова. На данный момент он не воспринимается как значимый большинством поисковым систем, одна рекомендуется все же оптимизировать его, т.е. прописывать в него ключевые слова, относящиеся к данной странице.
В этот тег стоит прописывать только то, что относится к конкретной странице.
Мета-тег description отображается при следующих условиях:
- когда слово запроса есть в заголовке;
- если слово запроса есть в description;
- когда слово запроса есть в тексте страницы
Основные правила написания мета-тегов:
- в description должно быть ключевое слово;
- он не должен повторять содержимое тега title;
- description должен быть читабельным;
- в keywords ключевые слова повторять не нужно, а также не стоит указывать ключевые слова, не относящиеся к тексту страницы;
- description должен быть уникальным для каждой страницы (keywords – не обязательно);
- для description – не более 170 символов;
- текст description должен содержать ключевое слово (ближе к началу) и быть привлекательным с точки зрения рекламы.
При оптимизации HTML-кода необходимо пройти два шага:
1. «Чистка» самого кода. Должны быть выполнены следующие действия:
- Закрытие неинформативных частей кода для индексации (теги noindex). Неинформативные части – это счетчики, скрипты (сценарии), таблицы.
- Приведение кода к стандартам W3C: правильность кода, закрытие тегов, правильный порядок тегов. Также проверка на отсутствие кода Microsoft Office, отсутствие лишних тегов и лишних параметров.
- Проверка на наличие в коде текстов невидимых для посетителя (во фреймах, тем же цветом, что и фон, слишком мелкий текст), тегов div со значением invisible.
2. Оптимизация текстов – употребление ключевых слов в тегах, обеспечение концентрации ключевых слов в текстах и тегах.
В таблице ниже приводятся основные теги, которые нужно оптимизировать, а также описывается, что они значат.
Тег | Описание и значимость |
<h1>…<h6> | Заголовки в тексте страницы. Наличие ключевого слова очень желательно. |
<strong> | Выделение текста полужирным шрифтом. Наличие ключевого слова полезно, но в последние года (2010-2011) поисковые системы мало обращают на него внимание. Лучше выделять важные для посетителя слова и моменты.Выделение тегом <b> не рекомендуется, так как в новых стандартах он не поддерживается. |
<em> | Выделение текста курсивом. Наличие ключевого слова некритично. |
<alt> | Подписи к картинкам. Наличие ключевого слова важно как с точки зрения оптимизации, так и с точки зрения юзабилити. Тег учитывается при выдаче в Яндекс.Картинки и Google.Images |
Однозначного ответа на вопрос, какова оптимальная плотность ключевых слов на странице, нет. Необходимо, чтобы ключевое слово встречалось хотя бы один раз:
- в заголовке страницы (title);
- в тексте самой страницы (по возможности ближе к началу), может встречаться несколько раз в тексте;
- желательно в заголовке на странице (h1 или h2).
Если есть возможность без нарушения логики документа вставить ключевое слово еще несколько раз, то это можно сделать. Но необходимо помнить, что сайт сделан для людей, а не для роботов. За переоптимизацию поисковые системы могут накладывать фильтры, или даже полностью исключить из индекса.
Данные экспериментов Евгения Трофименко свидетельствуют, что оптимальная плотность ключевого слова на странице составляет от 4 до 8%.