Алгоритмы ранжирования поисковых систем постоянно развиваются и совершенствуются. Главные цели этого развития — обеспечение высокого качества поиска для пользователей и создание максимальных трудностей для манипулирования поисковой выдачей оптимизаторами сайтов.
Данные цели взаимосвязаны, так как качество поиска напрямую зависит от возможности или невозможности повлиять на него заинтересованным лицам.
Когда поисковые системы Яндекс и Google только начинали свое развитие, их алгоритмы ранжирования были примитивны, что позволяло довольно просто манипулировать ими. На релевантность страницы оказывали высокое влияние такие факторы: мета-теги, плотность ключевых слов на странице и теги выделения. Однако это позволило «черным» оптимизаторам, которые продвигали сайты ориентированные не на людей, а на поисковые системы с целью заработать на потоке посетителей, ухудшить общее качество поиска.
В результате, поисковые системы перестали учитывать мета-тег Keywords и, по всей видимости — Description, который теперь используется лишь для формирования сниппета (краткого описания страницы) в Google. Так же снизилась значимость других факторов внутренней оптимизации, которые позволяли злостно манипулировать поисковой выдачей.
Затем оптимизаторами было установлено, что количество внешних ссылок на сайт, а так же их анкоры влияют на позиции сайта в результатах поиска. Сразу же появились тысячи каталогов сайтов и программы автоматического добавления в них (самая известная программа такого рода — AllSubmitter).
Поисковые системы довольно быстро исключили большую часть каталогов сайтов, резко понизив эффективность прогонов по каталогам, которые стали массово использоваться оптимизаторами.
После этого эффективные попытки манипулирования поисковой выдачей стали, главным образом, заключаться в покупке ссылок с обычных сайтов, созданных не на каталожных скриптах.
Очень скоро поисковые системы научились распознавать грубую работу по продаже ссылок и ввели санкции в виде фильтра или бана для сайтов, созданных исключительно для продажи ссылок. Причем в некоторых случаях санкции могут касаться сайтов, на которые ссылки закупаются.
Все этапы развития поисковых систем представляют собой следующую логическую цепочку:
1. Создается некоторый базовый алгоритм ранжирования.
2. Оптимизаторы выявляют в нем слабые места и начинают массово манипулировать поисковой выдачей.
3. Поисковые системы серьезно корректируют алгоритм ранжирования, изменяя степень влияния тех или иных факторов.
4. Оптимизаторы анализируют эти изменения, приспосабливаются к новым условиям и вновь начинают массово манипулировать поиском.
И так далее — процесс продолжается по циклу.
Однако алгоритмы ранжирования поисковых систем в последнее время не только меняют значимость различных факторов, но и изменяются качественно вообще.
Актуальным становится комплексный учет сотен различных факторов, а также упраздняется единая формула ранжирования, вместо которой начинает использоваться матричная система. Пример тому — алгоритм Яндекса «Снежинск» (описание этого алгоритма приведено на странице http://seo-in.ru/poiskovaya-optimizaciya/62-snezhinsk.html).
По новой системе, для каждого отдельного запроса генерируется своя формула ранжирования, которая может быть совершенно не похожа на формулу ранжирования по другим запросам. Если раньше можно было довольно просто выявить какие-то общие зависимости в принципах ранжирования поисковой системы, то в дальнейшем общих зависимостей просто не будет.
Платные инструменты для продвижения сайтов скорее всего останутся, но их использование с большой вероятностью станет экономически нецелесообразно. Именно такая ситуация наблюдается сейчас в англоязычном секторе интернета.
В недалеком будущем для продвижения сайта наибольший эффект будет оказывать совокупность следующих основных факторов:
- большой массив качественного контента (уникального и полезного);
- траст сайта;
- возраст сайта;
- разумная внутренняя оптимизация.
Какое-то особое техническое продвижение, основанное на выявлении слабых мест в алгоритмах ранжирования, скорее всего, потеряет актуальность. По крайней мере, все к этому идет.